Вот что мы услышали буквально через полчаса после начала встречи с детьми из детского дома «Полянка».
Это не просто дети, а дети с особыми потребностями. Иногда про них говорят «с ограниченными возможностями». Но, мы приехали на последнюю нашу с ними встречу, а они тут же это поняли. Как тут можно говорить об ограниченных возможностях?
У этих детей, тех, кто лишился родительского попечения или попал в кризисную ситуацию, есть особые потребности – в регулярных отношениях со взрослыми и потребность, чтобы их слышали. Дети, живущие в детских домах, лишены возможности делать выбор и заявлять о желаниях даже в мелочах: что кушать на обед, какой свитер надеть, какую сделать стрижку. И если по объективным причинам взрослые не могут обеспечить каждому ребенку, например, индивидуальное меню и собственную семью, то ребенку необходимо иметь возможность говорить о своих желаниях, высказывать свое мнение и получать в ответ адекватную реакцию взрослых. Проект «Право быть услышанным» дал им реализовать эти возможности: в течение полутора лет тренеры, Алена и Наташа, регулярно приезжали, проводили тренинги с детьми, учили их свободно выражать свои собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим их интересы.
Одному из участников проекта, Саше, 13 лет. Саша не ходит и никогда не сможет ходить. Саша тяжело переживает свою оторванность от родных, он попал в детский дом из семьи, где о нем до 10 лет заботилась бабушка. Когда Наташа с Аленой только начали работать с Сашей, он плохо говорил, не шел на контакт, не мог делиться своими желаниями. Сейчас его не остановить, он общается, рассказывает о себе, участвует в разных интересных мероприятиях и с охотой выполняет задания. На одном из занятий некоторые дети пожелали взять на себя роль помощника ведущего, лидера. Саша был в их числе. Ему была нужна дополнительная помощь, тем не менее, он прекрасно справился со своей ролью. Это показатель большого прогресса.
«То, что дети так изменились за такой небольшой срок, говорит о том, что занятия с ними могут быть эффективны, просто нужны последовательность, настойчивость, желание услышать ребенка и умение быть с ним на одной волне. Детям необходимо, чтобы с ними разговаривали. Они, может, не могут обо всем сказать, но они все понимают. Если им дать возможность – они расскажут о своей жизни. Это не значит, что когда ребенок сказал, что он чего-то хочет, все взрослые должны «броситься» исполнять это желание. Это значит, что ребенку нужно объяснить, что возможно, а что нет. Еще одна особенность, которую мы ощутили, работая с этими детьми, – это то, что от детей не нужно ничего скрывать, многие из них хотят знать, что с ними будет, какие есть варианты, когда они выйдут из детского дома. Часто все это замалчивается, чтобы «не расстраивать», т.к. перспективы нерадужные, или неточные, или неизвестные …. Получается, дети постоянно живут в неведении. Если взрослые будут рассказывать и общаться, детям легче будет решать свои проблемы» — говорит Наташа.
Когда Саша услышал о том, что проект закончен и Наташа с Аленой пришли к ним в последний раз, он сначала изменился в лице, но тут же «надел маску», подходящую любому подростку: «Ну и ладно. Мне без разницы». Люди уходили из жизни этих детей очень часто, не объясняясь и просто пропадая. И боль от расставаний зачастую не высказывается наружу, ее не с кем разделить. Дети с этим знакомы. Наташа с Аленой приняли решение завершить отношения непривычным для детей способом: они провели последнюю встречу и дали детям возможность всплакнуть, опечалиться, порадоваться успехам и достижениям, вспомнить все то хорошее, что было. Конец этих отношений не будет растянут во времени, не будет полон ожиданий и разочарований детей, что к ним не приходят те, с кем они были близки…
Смахнув слезу и помахав в след рукой, мы желаем удачи этим ребятам!
Директор детского дома, Ирина Яременко: «Я хочу выразить огромную благодарность Наташе с Аленой, что пришли к нам, чтобы сделать этот проект. Спасибо, что приняли наших детей, что относились к нашим детям, как к здоровым. Они почувствовали себя детьми, у них вырос имидж. Дети научились общаться, распределять обязанности, договариваться. Вклад ваш в это просто огромный. Мы должны продолжать эту работу, чтобы дети увидели другую жизнь».