Потеряв трех своих детей, семья из Нижнего Тагила взяла из детского дома одну девочку и двух мальчиков. Психолог Ольга Коякова рассказала, через что пришлось пройти этой семье и их приемным детям, а также через что прошла сама Ольга. Ведь помогая семьям в трудностях, специалисты часто вместе с ними несут в свой дом не только победы и радости, но и переживания.
Ольга психолог и уже 3 года в Нижнем Тагиле ведет школу приемных родителей, а также занимается сопровождением семей, которые взяли ребенка из детского дома. Также Ольга обучается в разных проектах благотворительной организации «Семья детям», которая поддерживает специалистов в их работе.
Есть ли история, которая была для вас особенной в работе с приемной семьей?
— Я вспоминаю историю, которая лично у меня в душе больше всего отклик оставила. К нам на сопровождение попала приемная мама. Трое ее собственных детей трагически ушли из жизни, и она взяла трое приемных примерно таких же по возрасту и полу детей. Больше всего сложностей было с девочкой-подростком. Она постоянно уходила из семьи, и это продолжалось достаточно долгое время, и каждый раз приемная мама, когда теряла девочку, фактически испытывала состояние, схожее с тем, когда умирала ее кровная дочь. Я понимаю, насколько тяжело было маме, но с другой стороны у приемной девочки не было выбора реагировать иначе, потому что по сути ее, как индивидуальность, не замечали в семье. Она была очень похожа на родную дочку и фактически призвана была воссоздать ту семью, которую когда-то потеряла приемная мама.
Мы долгое время поддерживали девочку и маму. Работа была очень глубокая, очень терапевтическая. Девочка в итоге все равно вернулась в детский дом. Но приемная мама осознала свою психологическую травму, осознала, как она «использовала» приемную дочь. Мы проживали с ней процессы отпускания и одного, и другого ребенка. В итоге для меня и для семьи было очень важным, когда приемная мама поблагодарила свою приемную дочку за то, что она для нее сделала, и мама объяснила ей, что с ней происходило все эти годы пока они жили вместе.
Как потом сказала девочка, в этих словах благодарности она получила намного больше, чем за тот период, пока она жила в семье около шести лет. Эта благодарность приемной матери стала какой-то точкой опоры для этой девочки, от которой можно оттолкнуться и идти дальше, жить дальше. И это то, что все-таки придало ценность опыту проживания в этой семье, потому что до этого ценности вообще никакой не было. То есть девочка настолько легко уходила, что казалось, что ее с этой семьей абсолютно ничего не связывало. И когда она услышала эту благодарность, именно тогда она почувствовала ценность отношений.
— Что было с другими детьми в этой семье?— В этой семье остались еще двое мальчиков, и приемная мама очень много говорила о том, что она вообще переосмыслила свои способы воспитания, свои способы общения с детьми. У нее совсем стал другой контакт с ними. Прожив боль утраты и тяжелых отношений с приемными детьми, у нее открылось второе дыхание, и она начала совсем иначе строить контакт. Вижу, как расцвели мальчики в новых отношениях с мамой, они даже стали иначе внешне выглядеть.
Для меня эта история все равно связана с успехом, с продвижением, с очень важным событием для всех, кто был в этой семье.
— Что эта история может сказать другим родителям?
— Я надеюсь, что эта приемная мама будет принимать участие в подготовке приемных родителей, рассказывая эту историю о том, как бывает, как мы не видим каких-то своих ошибок, не слышим, что говорят специалисты. Для меня это больше история про связь с собой, про то, что очень важно слушать себя. Очень важно быть родителем для себя самого, лечить свои травмы, неудачи, болячки, как-то их проживать. И как говорят «несмотря на что-то, а смотря на это». Родителям необходимо замечать, когда что-то не так и первыми искать помощи. Не ждать, когда уже все случится и вопрос встанет о возврате ребенка, нужно приходить за помощью раньше. Чаще всего родители, пройдя какие-то точки невозврата, попадают в службу за помощью, и тогда уже очень сложно восстанавливать отношения с ребенком. Но этап отдаления от ребенка начинается намного раньше и его можно заметить, и важно, чтобы это замечал прежде всего сам родитель, а не специалист.
— Как понять, когда обратиться за помощью?
— Я раньше всегда говорила, что у меня, как у специалиста, который в сфере сопровождения работает, у меня задача не просто помочь людям реализоваться как родителям, а помочь им почувствовать себя счастливыми в этом родительстве. Легко стать родителями – взял ребенка и воспитывай. А не каждому удается пройти этот путь легко. Если чувствуете, что-то не получается, трудно стало или ушло удовольствие от общения с ребенком — это повод активизироваться, вырасти личностно, духовно, прийти к специалисту и восстановить себя, восстановить легкость родительства, радость родительства.
— Как вы сами изменились в помощи другим людям?
— Если раньше я шла в эту сферу, и думала про психологию, про какие-то подходы и так далее, то сейчас я все больше верю в то, что очень многое можно сделать просто пониманием, просто каким-то вдохновением, просто верой в человека и добрым словом. Всем очень хочется чувствовать ценность того, что они делают, когда родителям даешь обратную связь, они и к детям начинают относиться по-другому, видеть хорошее, помогать. Придавать значение тому, что раньше обесценивали. Я все больше и больше начинаю в родителей верить, в то, что действительно, можно найти выход из любой ситуации, было бы желание.
— Что родители обесценивают сегодня?
— Люди как-то быстро начинают негативно мыслить друг о друге. Стоит ребенку сделать ошибку или сказать плохое слово, или получить двойку или еще что, сразу же накладывается ярлык, что все, будешь дворником, что это плохо, что ничего хорошего из тебя не выйдет, я в тебя всю душу вкладываю, а ты вот такой вот сякой. Так люди они очень быстро теряют веру друг в друга, в то, что самый близкий человек тот, который рядом со мной сейчас здесь. Но если вспомнить, когда вы последний раз смотрели друг на друга, когда вы последний раз не просто там говорили: «Ты молодец!», а действительно что-то оценивали хорошее в ребенке. Когда последний раз похлопали ребенка по плечу, предложили ему помощь, протянув руку. Оказывается, это давно не делается, люди разговаривают, проходя мимо друг друга. Такие мелочи, но из них складывается действительно хорошие отношения, с простых каких-то вещей и взглядов.
В знакомых у Ольги около 300 приемных родителей, все они находятся на учете в центре, где она работает. Не все они, конечно, обращаются за поддержкой, но ресурсов часто все равно не хватает. Зарплата просто крошечная.
— Что помогает вам в работе?
— Иногда я воспринимаю это как благотворительность. В моей жизни было очень много наставников, которые со мной делились просто так. Я тогда была бедной студенткой. То есть, ничего не имея, мне многое в жизни было дано. Я благодарна учителям, которые в меня очень много вложили, а сейчас мне тоже не жалко этим делиться, потому что я богата этим. Я могу вот так просто помогать семье, просто разговаривать, просто поддерживать.
Когда я познакомилась с благотворительной организацией «Семья детям» они тоже стали для меня прежде всего наставниками. Они меня вдохновляют, они упорядочивают какие-то картинки в моем сознании, в моем восприятии, в том, как помогать приемным родителям. Иногда чего-то не хватает, чтобы взять и сделать – понять, как помочь родителям. Как дома лежит картошка, морковка, а, чтобы суп сварить нужно больше, чем просто ингредиенты. А на обучении «Семьи детям» я начинаю осознавать, как все скомпоновать, как из этого сделать вкусно, приятно, хорошо, счастливо и легко. Я за этим иду в «Семью детям», вот за какими-то связующими ниточками.