Тема эмоционального выгорания касается многих, не обошла она стороной и сотрудников детских домов. В интервью с психологом благотворительной организации «Семья детям» Светланой Бруд, которая долгое время работает в интернатных учреждениях, мы поговорили о том, что делать, чтобы специалисты не теряли силы для жизни и работы, трудясь в столь эмоционально насыщенной сфере.
Светлана, ты можешь описать ситуацию, в которой работают специалисты детских домов, с точки зрения их подверженности профессиональному выгоранию— Многое связано с системными вещами, которые присутствуют во всех сферах, а не только в детских домах: из-за неукомплетованности штата, специалистам приходится трудиться за себя и за другого, потому что рабочий процесс не остановить. Оплата труда не всегда удовлетворительная тоже влияет на выгорание. Также нельзя не брать во внимание, что в детском доме надо принимать много сложных эмоциональных решений, специалисты постоянно встречаются с беспомощностью родителей, детей, им нужно выстраивать сложные контакты, а чтобы делать столь квалифицированную работу, нужен качественный отдых. Я не говорю, что при их загрузке нужно отдыхать много, нужно отдыхать достаточно.
Но если нам иногда не под силу изменить внешние факторы выгорания, с внутренними мы точно можем справиться.Прежде всего, выгорание связано с тем, что в детских домах часто людям трудно поставить границу между домом и работой. Много рабочих вопросов приходится решать 24 часа в сутки. Это делает границу уязвимой. А будучи дома важно оставить всю работу за дверью и заняться, например, ужином или общением с семьей. Важно быть там, где находишься.
Плюс, влияние на выгорание оказывает культура отношения к себе, которая формируется в социуме: работа — это подвиг, будем трудиться пока не упадем, потому что всей душой болеем за общее дело. В этом люди часто забывают про себя. Ведь всегда раньше говорили, что Я – это последняя буква в алфавите. Отзыв Оксаны, воспитателя детского дома: «Когда я прихожу на работу я говорю: «Здравствуй, работа», а когда прихожу домой говорю «Здравствуй, дом». Так я учусь переключаться. И усталости такой, как раньше, уже нет. У нас благодаря этим занятиям даже в семьях наладилась обстановка. Раньше только одна работа занимала всю голову с утра до вечера, а сейчас мы начали ценить личную жизнь. И при этом, на работу люди бегут».
Если сравнивать работу в детском доме с другой сферой, есть ли разница в подверженности к эмоциональному выгоранию? — Если IT-специалист будет работать за компьютером по 16 часов в сутки, он тоже выгорит, неважно, что вокруг него нет людей, и он не думает каждый день о брошенных детях. Он выгорит, потому что не соблюдает режим работы и отдыха. В то же время принято считать, что в сфере человек-человек работают люди, эмоционально откликающиеся, любящие взаимодействовать с людьми, и здесь есть обратная сторона — не всегда они могут правильно оценить, что общения уже достаточно, что они на пределе, и начинают только терять от своих контактов.
Но все-таки главный фактор выгорания для всех – это несоблюдение баланса работы и отдыха.При работе в детском доме по профилактике эмоционального выгорания, какие цели вы ставили со специалистами?
— Мы шли к осознанности все эти 1,5 года. К осознанности того, что я хочу, и что мне нужно для этого; как я себя чувствую, как хотел бы чувствовать и что могу для этого сделать; каким образом мне формулировать свои потребности для окружающих, чтобы быть услышанным. Мы затрагивали сферу чувств, межличностных границ, тему коммуникаций и телесных практик. Какие способы профилактики выгорания особенно полюбились специалистам?
— Важно было научиться определять свои личные границы и профессиональные. Когда есть понимание, что входит в мои компетенции, я ли это делаю, легче научиться говорить нет, т.е. отказывать. Часто мы не можем отказаться от какого-то дополнительного объема работы, потому что неудобно или стыдно. А это нужно уметь делать для собственного здоровья. Иногда человек и дома занимает такую же позицию, когда все тащит на себе, потому что не умеет делегировать, или не хочет. Это происходит из опасений — если сам не сделаю, то буду не нужен, или это сделают плохо, или привык делать и буду делать, потому что так надо. Еще мы пытались поднимать творческую энергию. Например, пробовали себя в сочинении стихов в японском стиле хайку. Бывают разные состояния и надо уметь выражать даже нелицеприятные эмоции социально приемлемым способом. Свою агрессивность как раз можно перевести в создание четверостиший. Я как-то была очень зла, у меня не было возможности назвать вещи своими именами напрямую, и я сочинила большое немного злое и матершинное стихотворение. Тогда я почувствовала, как поднялась моя энергия, это был терапевтический эффект. Также сочинительство помогает отвлечься, просто открыть в себе творческую энергию и понять, что каждый может стихи сочинять. В нашей группе многие сомневались в себе, но получилось у всех.
Хайку от специалистов детских домов:
осеннюю мглу разбила и гонит прочь беседа друзей.
—на голой ветке ворон сидит одиноко.осенний вечер.
—как Завидна их судьба!
к северу от суетного мира вишни зацвели в горах.
Ты упомянула про коммуникацию, как она влияет на профилактику выгорания?— Очень много внимания мы уделяли тому, как договориться с окружающими, чтобы это было успешно. Если коммуникация грамотная и качественная мы тратим меньше сил и энергии на прояснение какой-то ситуации. Например, работают педагоги в паре. Одного что-то не устраивает, но он это замалчивает. Замалчивает, потому что боится, что другой обидится, в итоге сам все время обижается и носит с собой непосильный груз дискомфорта. Со временем специалисту уже и на работу идти не хочется. А можно просто сесть с коллегой и обсудить все. Их диалог должен строиться на прояснении ситуаций: выслушать своего оппонента, задать вопросы, постараться понять причину поведения, заявить о том, как бы хотелось, найти альтернативы. Это помогает налаживать более человечно и конструктивно рабочий процесс, становится комфортно в отношениях и в целом на работе. А чтобы никто не обижался, мы учились говорить приемлемо и необидно. Мы разбирали конкретные бытовые ситуации и мозговым штурмом обсуждали что делать. Можно найти слова всегда, главное задуматься об этом и иметь в себе смелость сказать.
Отзыв воспитателя детского дома: «Наша группа была сформирована из разных специалистов: врачи, педагоги, воспитатели и мы между собой смогли найти общий язык. Сейчас по одному взгляду можем друг друга понять, переспрашивать лишний раз не приходится».
Есть ли простые способы, с которых можно начинать свою профилактику эмоционального выгорания?— Для начала нужно просто адекватно оценивать режим своего сна. Это первое и самое главное правило. Некоторые начинают свою профилактику с творчества, но если ты не доспал, то бесполезно на холсте рисовать, чтобы себя реанимировать. Это вопрос не решит.Следующее, не должно быть так, что пришел с работы и сразу лег спать, нужен постепенный переход, нужно получить иные впечатления кроме рабочего дня, переключиться, а потом засыпать. Дальше нужны адекватные границы между работой, домом-семьей и своим личным временем. Потому что если на работе отпахал, а потом пришел домой и на семью все свое свободное время угрохал, так тоже не пойдет. Должно быть время встречи с собой: например, попить чай за журналом 15 минут.
Когда есть силы, тогда творчество появляется и в семейных делах, и в работе. Все начинает происходить по-другому, нам становится интересно наше дело, рождается любопытство, игра к тому, как можно решить задачу. Что делать, если чувствуешь, еще немного и сорвешься?
Специалистам я давала технику медитации, с помощью которой за очень короткий промежуток времени можно привести себя в порядок. Я предлагала минут 15 находиться в помещении, в котором их не отвлекают и фокусироваться на своей телесной составляющей, удобно сесть и дышать, осознавая, где и что происходит с телом. Эта практика учит специалистов держать акцент на себе: что сейчас со мной, как я себя чувствую, как эта ситуация на меня влияет. Если человек может позаботиться о себе, он может позаботиться и о том, кто с ним рядом. Мы приходим в детский дом, чтобы закрыть какие-то потребности детей, но специалистам важно быть в контакте со своими потребностями. Давать что-то через силу невозможно. Это все равно, что ты вышел с больничного, у тебя еще швы нормально не заросли, а ребенок хочет с тобой побегать. Тогда что делать? Конечно, учитывать свое состояние. Здесь важно попытаться организовать процесс с ребенком так, чтобы он стал для него занимательным, не бегая. Отзыв Оксаны воспитателя детского дома: «Медитацией раньше я совсем не занималась, относилась с подозрением, сейчас я понимаю, что это просто психология. Меня этот проект научил относиться с уважением не только к работе, но и к себе, что нужно ценить себя. Отдыхать».
Когда у специалистов начались психологические тренинги по профилактике эмоционального выгорания, они знали об этом явлении? — О том, что специалисты себя плохо чувствуют и не могут понять, что с ними происходит, они знали все, только у них не было этого слова – выгорание. На тренингах все проводили логические цепочки с теорией и состояниями, в которых они пребывали. Позже стало приходить понимание, ага, вот мне тяжело от этого и т.д.
У них не было культуры того, что уделять себе время это нормально: не только своей работе, не только родителям, мужу, детям, а себе. Заботы о себе не было в принципе. Была идея, что я всем должен, а что должен себе, никого не волновало. Мы в «Семье детям» изначально ставили задачу, расчувствовать ценность каждого из специалистов.В итоге, от чего-то они смогли отказаться, что-то изменить или принять как есть, осознавая, зачем они это делают.
А иногда человек выгорает настолько, что у него остается единственный выход – уйти с работы, чтобы восстановиться. Сейчас у специалистов «эмоциональное выгорание» стало кодовым выражением. Они рассказывают «Вот мы чувствуем, что кто-то нервничать начал, и говорим – ну все это выгорание, значит надо оставить человека в покое, чтобы он отдохнул».
Есть такая пословица – рыба ищет, где глубже, а человек где лучше. Похоже, тема выгорания может легко ее опровергнуть? — Да, потому что выгоревшие люди уже не ищут, где лучше. Это стадия выученной беспомощности – я не очень верю, что может быть лучше и у меня нет сил рискнуть посмотреть, а вдруг, оно правда есть, где лучше. Когда сил мало человек монотонно продолжает делать одно и то же совершенно без сил. Бывает, что людей увозят с инфарктом с работы, потому что они просто не чувствовали своего высокого давления. Это натренированная способность не обращать внимание на себя. Поэтому нужно регулярно акцентироваться на своем физическом и эмоциональном состоянии. Температура говорит нам о чем-то, наше раздражение тоже. Так задайтесь вопросом, о чем они хотят сказать и ответ придет.
Эта пословица про очень здоровых людей, но мы не все такие. Пословица подсказывает нам — чтобы быть здоровыми нужно постоянно держать руку на пульсе.
Если нет возможности посещать семинары и консультации по профилактике эмоционального выгорания, что делать?— Читать книги на эту тему и опираться на свой опыт. Меня устраивает то, как я живу сейчас? Если нет, то нужно задать вопрос, что необходимо поменять. И еще важно понимать — сколько времени человек входит в состояние выгорания, ровно столько он будет из него выходить. 2 раза выспаться, один сходить в театр и надеяться, что вот работа по профилактике выгорания уже проведена, и должно все пройти — нет. Это система отношения к себе каждый день.
PS: Интервью создано благотворительной организацией «Семья детям» в рамках проектов организации по устройству детей в семьи:«Невидимые дети» (проект реализуется при финансовой поддержке Европейской Комиссии в рамках общероссийской программы «Содействие реформе детских учреждений в российских регионах» («Семья для ребенка») Фонда «КАФ».»Бывший детский дом» (проект реализуется при поддержке Фонда Елены и Геннадия Тимченко).