В конце сентября впервые в Екатеринбург приезжала известный семейный психолог, один из ведущих специалистов России в области семейного устройства, лауреат Премии Президента РФ в области образования, Людмила Петрановская. Она провела 3х-дневный семинар для специалистов социальной сферы на тему «Детский дом: перезагрузка. Отбор и подготовка кандидатов в приемные родители». Данное обучение было организовано благотворительной организацией «Семья детям», чтобы поддержать специалистов в связи с реформой детских домов, вызванной Постановлением Правительства №481. С 1 сентября 2015 года детский дом считается «временным жильем» ребенка перед его устройством в семью. Успешность детских домов будет оцениваться по тому, как скоро дети, переданные на временное содержание, будут устроены в семьи. Московский эксперт отмечает, что изменения неизбежны, из-за гуманитарных и экономических причин, которые назрели давно.
«Иногда кажется, что невозможно работать и что-то исправить с настолько ранеными детьми, но потом понимаешь, я могу положить свой камешек помощи на весы и, возможно, именно он когда-то перевесит», «Этот семинар показал, что мы должны поменяться и начать мыслить совершенно по-новому в отношении наших детей. Не нужно нотаций, больше слушайте ребенка, работайте над выстраиванием отношений», «У меня изменился взгляд на происходящее с ребенком, причины его поведения. Теперь понятно, почему с ним трудно», «Изменилось отношение к работе, появилась значимость нашей работы» – эти слова говорили после семинара участники. Ими стали специалисты детских домов, Школы приемных родителей, служб семейного устройства, сотрудники школ, где учатся воспитанники детских домов. Их работа в ближайшее время будет сосредоточена на 3-х главных аспектах – это устройство детей в приемные или кровные семьи, поддержание отношений ребенка с родственниками и создание для детей семейных условий проживания в детском доме.
Как отмечает Людмила Петрановская: «Сегодня перед сотрудниками любого детского дома стоит совершенно другая задача, не та, что была у них десятки лет назад. Теперь нет цели обеспечить жизнь ребенка в государственном учреждении до 18 лет, а есть цель найти ребенку семью. Для этого есть психологическая подоплека – ребенку без близкого взрослого, которого он смог бы считать только своим, – плохо. Ребенку лучше жить с родителями пусть бедными или пусть не всегда способными обеспечить высокий уровень проживания для ребенка, но любящими его. В то же время необходимо восполнять ресурсы семьи, например, можно найти того, кто будет учить уроки с ребенком, если мама малограмотная. Единственным мотивом изъятия ребенка из семьи может быть только угроза его жизни и здоровью. Другая важная причина, что нужно меняться, – это экономическая составляющая. В России около 50 тыс. руб. в месяц в среднем тратится на содержание одного ребенка в детском доме. В то же время есть примеры, когда цена вопроса сохранения 5 детей в семье может составлять 15 тыс. руб. единовременно, а их забирают у родителей. Поэтому изменения неизбежны. Просто отсидеться уже не получится. Детские дома или станут жертвой, не желая замечать эти изменения, и судьба их будет тащить волоком со всеми вытекающими последствиями, или они станут активными участниками преобразований».
На семинаре специалистам объяснили, что происходит с ребенком, когда он лишается семьи, как это сказывается на его поведении, на его отношении к людям и к окружающему миру. Откуда у детей берется агрессия, нежелание учиться, склонность к рискованному поведению, их неудачи в создании собственной семьи. И что со всем этим делать.
Также специалисты обсуждали, что детские дома смогут стать учреждениями нового типа и приобрести положительный образ только тогда, когда начнет меняться вся система вокруг ребенка. В семинаре принимали участие учителя школы, которые как раз отразили общее отношение к интернатным учреждениям. «Учителя обычно видят только плохое поведение ребенка, не осознавая причину такого поведения, часто списывая это на невоспитанность, гены и т.д. С таким подходом не добиться результата – ребенок не станет учиться лучше. Нужно понимать, что каждый из этих детей пережил катастрофу в своей жизни. Ребенок думает, что если не нужен своим родителям, то не нужен никому даже самому себе. А если не нужен, то нет необходимости вообще что-то делать. Это напрямую влияет на развитие ребенка. Поэтому в ближайшее время мы будем знакомить педагогов нашей школы с детьми и педагогами из детского дома, чтобы они видели другую сторону жизни этих детей, и налаживали с ними контакт, чтобы дети чувствовали – взрослым не все равно. Тогда дети станут более успешными», – высказывается Любовь Солодовникова, педагог школы №60. Если кратко выразить идею изменений, то в ближайшее время сотрудникам детских домов нужно работать не с поведением детей, а взрослому важно выстраивать личные отношения доверия, безопасности и привязанности с ребенком. «Детские дома не должны быть образовательными учреждениями. Им необходимо стать помощниками, по-другому, хелперами. Теми, кто будет помогать восполнять в жизни детей то, чего они когда-то лишились – показывать ребенку, что он важен и нужен, а также сопровождать его в выстраивании отношений с родителями. Маленькому ребенку необходим взрослый, который создаст для него исцеляющую среду. Для ребенка хелпер важнее учителя, потому что он работает с его бедой», – говорит Петрановская.
Сегодня есть понимание, что перестроиться одномоментно не получится, поэтому в осуществлении данной реформы помимо инициативы самих детских домов важна поддержка со стороны государства и общества. О перспективе совместной работы говорит начальник отдела опеки и попечительства Министерства социальной политики Свердловской области Ирина Маевская: «Мы благодарим организацию «Семья детям» за поддержку детских домов и за организацию обучения. Семинар Людмилы Петрановской – это шанс обсудить с профессионалом высочайшего уровня те наболевшие направления работы, в том развороте, которое диктует Постановление Правительства №481. Не только с точки зрения ухода и содержания детей, как это было раньше, а по глубинным вопросам работы с семьей и ребенком. Нам важно, чтобы знания, которые получают специалисты на таких семинарах, они передавали своим коллегам. Сочетание возможностей государственных учреждений и общественных организаций более результативно, чем работа в одиночку».
Обучение специалистов – это только первая ступень в начавшихся преобразованиях. Для того чтобы знания реализовать на деле, необходимо сопровождение. «На семинаре один из специалистов признался, что боится через некоторое время не найти в себе сил для изменений, боится, что все останется на том же месте. Поэтому задачей нашей организации является восполнить существующий дефицит поддержки специалистов, чтобы они могли работать дальше в направлении семейного устройства, могли реализовывать задуманное. «Семья детям» будет еженедельно в течение ближайшего года проводить тренинги, консультации и работать по запросу специалистов, потому что мы знаем, что рядом с несчастным и беспомощным взрослым ребенку плохо», – говорит директор «Семьи детям» Лариса Бучельникова.