«Олеся, а можно я съезжу в детский дом» — спросил однажды Максим в середине рабочего дня. Он только начал осваивать работу бухгалтера у наставника в компании.
«Зачем?» — удивилась Олеся. Каникулы только начались, вряд ли Макс успел соскучиться по своему привычному окружению.
«Олеся, скажи… Я же справляюсь? Я просто хочу рассказать им, что я стараюсь и у меня все получается!»
Для вас наверняка не секрет, что очень часто ребята, воспитывающиеся в Интернате с детства, настроены на неуспех. Они не верят в себя, не видят в себе ничего особенного, слабо понимают собственные возможности и способности. Потому что в Детском доме сотрудники просто не могут обеспечить индивидуальный подход каждому. Масла в огонь добавляют и сверстники, которые навешивают обидные ярлыки. И, как итог, ребенок на подсознательном уровне начинает соответствовать. Зачем кому-то что-то доказывать, стараться, прилагать усилия? Все равно я ничего не стою, не смогу. А потом эта позиция и вовсе становится удобной. «От меня и так ничего не ждут, так зачем пытаться?»
Однажды Максим потерял банковскую карту. Это была первая его личная карточка и над ним посмеивались – «Ты все равно потеряешь, и дня не пройдет». Так и вышло. Буквально, спустя несколько дней Макс и правда потерял карту. Эта потеря стала для него очень болезненной. «Ведь они так и говорили» — вытирая слезы говорил подопечный своей наставнице Олесе. На что услышал в ответ: «Конечно, а знаешь, можно жить и без карт, вообще никогда их не заводить. Это так легко. Не пытаться. Не искать своих увлечений, не стараться в учебе, не работать. Можно ведь вообще ничего не делать и тогда ты точно не потерпишь неудачу. Никто не скажет тебе «я ведь говорил». Или можно не обращать внимания и все равно пытаться и пробовать. Не для них, для себя».
От части в этом диалоге скрыта миссия наставника. Разрушить у подростка негативные установки относительно самого себя, которые не дают ему развиваться и заставляют двигаться по пути наименьшего сопротивления. К номинальным знаниям, нелюбимой, но простой профессии. Существованию без увлечений и хобби – вечера у телевизора за просмотром примитивных шоу. А научить объективно оценивать свои возможности, идти по пути поиска себя. Веры в себя, когда чьи-то слова, насмешки, неверие – перестают играть существенную роль и задевать чувства.
В диалоге с нами Олеся сказала прекрасную фразу «Ребенок с нашей помощью должен пощупать мир вокруг. Он сам должен понять, чего действительно хочет». И своему подопечному Максиму Олеся предоставила массу возможностей.
По ее просьбе Максим занимался английским языком, но не особо охотно. Больше делала это для Олеси. Но когда признался, что ему не интересно, наставник настаивать не стала.
Также по предложению Олеси Максим закончил кулинарные курсы. Где у него была возможность готовить блюда высокой кухни из продуктов, которые он никогда не пробовал. И это занятие его действительно увлекло. Макс помогал в детском лагере как повар. А ещё, готовит для Олеси и ее семьи, когда приезжает в гости. Все искренне считают, что у него в этой сфере прекрасные способности. Но пока сам Максим не увидел в этом дела своей жизни.
А еще Макс всегда занимался спортом. Начал еще в интернате и с особым уважением относится к своему педагогу по физической культуре. Для общего развития вместе с наставником решили взять дополнительные занятия в спортзале. Но не просто так, побегать, попрыгать. Тренировки проводил мастер спорта, и каждое занятие – только на результат и на личные рекорды. При весе в 62 килограмма Макс поднимет штангу в 67 кг.!
Он самостоятельно подключил кабинет на «Госуслугах», оформил Пушкинскую карту. И утерянную банковскую карту, кстати, восстановил сам!
Еще одним значимым опытом для Максима стала подработка у Олеси в компании. На лето Макс взял на себя функции бухгалтера. Да, не все целиком, лишь часть, которую мог за короткий срок освоить молодой человек без профильного образования. Но, на минуточку: подготовка приказов о приеме на работу и отпусков, приемка товаров по накладным, подготовка основных документов поставщикам…
Для Максима, как и многих ребят в его ситуации важно признание и подкрепление значимым взрослым его успехов. Поэтому, когда он делает очередной шаг вперед- чего бы это ни касалось — он пишет наставнику, делится, отправляет видео. Чтобы важный для него человек отзеркалил его радость, разделил его успех, гордился им.
«Олеся, скажи… Я же справляюсь?»
И вот мы снова в начале текста. А по хронологии – 5 лет назад.
После окончания 4 класса Максима перевели в коррекционный класс. (прим.: для сильно отстающих ребят). Где он и проучился до 9 класса. Вопроса о том, чтобы получить какую-то интересную, творческую ли интеллектуальную профессию даже не стоял. Макс пошел учиться на маляра.
Там он и обучается сейчас. Разница лишь в том, что благодаря наставнику теперь он знает, что его способности и возможности гораздо шире. Максим охотно открывается всему новому. И понимает, что рядом есть человек, который поддерживает его и дает возможность узнавать окружающий мир и себя самого — ни, с одной стороны, а со всех возможных. А значит, что и путь Макс видит теперь далеко не один.
P.S.: Сейчас Максим занимается танцами. А еще в последнее время мальчику интересны видео по маникюру и Олеся подбирает ему курс. Окружающие отговаривают: «От же не справится, для этого нужна усидчивость». Но наставник отвечает, что в Максиме есть все, что необходимо. И дело не в том, станет ли он в итоге топ-мастером по маникюру, шеф-поваром, или выдающимся маляром. Главное, у него теперь есть выбор. И есть те, кто в него верят. А его собственная вера в себя – она окрепнет. Со временем.