Воспитанники детских домов с нетерпением ждали своих старших «братьев» и «сестер», и, наконец, они их обрели. «Сестры» и «братья» – это волонтеры программы наставничества для детей из детских домов. Всех их объединяет стремление помочь ребенку и стать ему настоящим другом. Программа «Старший брат, старшая сестра» является международной и имеет 100-летнию историю, но в Екатеринбурге она появилась только в 2014 году в рамках деятельности Некоммерческого партнерства «Семья детям» при финансовой поддержке Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области. Первый старший состав стал для программы уникальным — в нем принимает участие бывшая воспитанница приюта.
«Есть единственный путь спасти подростков, оказавшихся в беде, – если рядом с каждым из них будет доброволец, который, словно старший брат, станет присматривать за юношей, помогать ему в достойных делах, чтобы парень знал, что в огромном городе есть хотя бы одна человеческая душа, которой небезразлично, жив он или мёртв» — так говорил основатель системы наставничества и первый старший «брат» Эрнест Каултэр в 1904 году. Что касается тех, кто оказался в беде сегодня, а именно детей из детских домов, то им не хватает того же. Прошел тот период, когда детские дома в России остро нуждались в материальных вещах. Одежда, еда, интересный досуг – все это у детей есть. Нет качественного общения с внешним миром. Дети плохо представляют, как устроена жизнь за пределами детского дома. Совершенно не подготовленные они выходят из его стен и риск того, что они свернут на опасный путь, очень велик. «После выпуска из детского дома дети предоставлены самим себе. Их легко обмануть, они могут оступиться, если с ними рядом нет никого, кроме таких же бывших товарищей. Госучреждения тоже не всегда могут оказать помощь, которая необходима. В лице волонтера дети могут обрести поддержку и пример для подражания» — говорит координатор проект Александра Мелях.
Учитывая эту проблему, в фокусе внимания программы находятся подростки. Волонтеры будут помогать им в подготовке к взрослой жизни. Задача старших заключается в том, чтобы регулярно и индивидуально общаться со своими младшими. Один волонтер – один ребенок. Волонтеры подбираются специально для каждого ребенка. Учитывается возраст, темперамент, потребности, интересы волонтера и ребенка, а также их психологическая совместимость. Совместно с волонтером ребенок может навестить своих родственников, съездить в свое будущее учебное заведение. Также пара может посещать кино, театры, музеи, гулять и общаться на разные темы. Волонтер встречается со своим младшим «братом» или «сестрой» не реже, чем 1 раз в неделю и проводит с ним 2-3 часа и более.
10 волонтеров программы — это энергичные и неравнодушные люди. Среди них есть студенты, молодые профессионалы, люди достигшие успеха в своей карьере. Это программисты, переводчики, педагоги, биологи, пиарщики. Мотивы участия в программе у них разные: «Хочу стать лучше» — говорят одни, «Хочется делать добро не за плюшки, а просто так» — говорят другие. Схожи волонтеры в одном — все они неравнодушны к страданиям детей из детских домов.
Отметим, что одной из первых «сестер» в Екатеринбурге стала Евгения, бывшая воспитанница приюта. «Детям нужна семья. Это понятно, – говорит Евгения. — Но найти ее непросто, особенно для 14-летенего ребенка. Семья обычно достается малышам, но никак не сложным подросткам. Я рада, что теперь они могут рассчитывать хотя бы на старшего «брата» или «сестру». Мне 23 года и я уже прошла тот тяжелый период после приюта. Своего младшего я хочу взять за руку и показать свою дорогу, доказать ему, что все возможно».
Главной особенностью программы является то, что взаимоотношения между участниками строятся с помощью психолога и куратора, они обучают старших общаться с младшими, помогают преодолеть барьеры и возникшие трудности в отношениях. Для того, чтобы попасть в программу, первые екатеринбургские старшие «братья» и «сестры» уже прошли систему предварительного отбора и специальное обучение. Это обязательные этапы, которые должен пройти каждый, благодаря им волонтеры могут взвесить свои возможности и понять справятся ли они со своей задачей. «Изначально я понимала только одно, что хочу подружиться с ребенком из детского дома, но как это делать, за что хвататься я совершенно себе не представляла. Во время обучения все стало ясно, я узнала о специфике предстоящей работы и загорелась проектом еще больше» — говорит Надежда, одна из участниц. Детей в свою очередь так же готовят к участию. Как замечают кураторы проекта, каждый ребенок с большим интересом относится к программе и особенно ценит то, что волонтер будут приходить именно к нему.
Пока в Екатеринбурге есть только 10 старших, но их может быть больше. Каждый может внести свой посильный вклад — став волонтером или сделав пожертвование на работу проекта.